29 Автобусы на Мотор-шоу.
«Король среди лайнеров», МАЗ-251 со стеклопластиковым кузовом. Пока — опытный

Пластиковый СуперМАЗ.

Как известно, до сих пор СуперМАЗами называли только дальнобойные тягачи. А теперь, похоже, этого названия вполне заслуживает самая яркая «автобусная» новинка салона — лайнер МАЗ-251.

…За две недели до выставки я видел его в цеху, еще без наружных панелей. Но не представлял, насколько эффектным окажется автобус!

Конечно, пока это — лишь ходовой образец, построенный наспех (машина вышла из цеха за день до открытия выставки). Да и дизайн не бесспорный: к примеру, закрытые арки задних колес явно заимствованы у модели MAN Lion's Star.

Но в целом — машина поистине революционная! Во-первых, до сих пор МАЗ не выпускал «суперлайнеры» такого класса. Во-вторых, это — полностью мазовская разработка. И наконец, здесь масса прогрессивных решений.

Кузов — несущий, а все его панели (да-да!) — стеклопластиковые, наклеенные на каркас. (Кстати, пластик местный, белорусский: например, боковины делали в городе Лида.) Стекла тоже вклеены: по бокам — тонированные стеклопакеты, спереди — гигантский панорамный «лобовик» из Могилева.

Ведущий мост и двигатель носят марку MAN, коробка передач и рулевое управление — ZF, а вот передняя независимая подвеска — оригинальная, мазовской конструкции. Кроме того, на автобусе стоит система электронной регулировки пневмоподвески (ECAS), которая одновременно выполняет функции… переднего стабилизатора поперечной устойчивости.

Словом, машина очень необычная, сложная и престижная — так что «промахнуться» с ней мазовцам никак нельзя. Предполагается, что первая пробная партия лайнеров будет построена в декабре; предполагаемая цена — $180000—200000.

Кстати, на Мотор-шоу минчане показали еще одну «пластиковую» машину, средний автобус МАЗ-256. Но о нем мы рассказываем отдельно: читайте в этом же выпуске отчет об испытаниях!

 
26 Автобусы на Мотор-шоу.
27 Автобусы на Мотор-шоу.
39 Автобусы на Мотор-шоу.
«Низкопольники» из Львова: городской СитиЛАЗ (слева) и аэродромный SkyBus с шестью дверями

Львовские "низкопольники".

Повторим еще раз: туристический лайнер международного класса — очень сложный продукт. И, хотя Львовский автозавод уже заявил о начале серийного выпуска НеоЛАЗов на шасси Mercedes Travego, на стенде завода стоял тот же, что и год назад, самый первый экземпляр. («Не успели собрать серийную машину к выставке!»)

Да и информация о 60 НеоЛАЗах, якобы проданных Пермьтрансгазу, оказалась явно преувеличенной: газовики купили лишь около полутора десятков экземпляров, и их поставки задерживаются…

Впрочем, на этот раз НеоЛАЗ остался в тени новейших низкопольных автобусов, городского СитиЛАЗ А-183 и аэродромного SkyBus АХ-183 (у него — шесть дверей, четыре из которых — на правом борту). Мосты — Raba, двигатель — Deutz, коробка передач — ZF либо Voith, цена — 140000 евро за СитиЛАЗ и 145000 евро за SkyBus.

После выставки городская машина отправится на испытания в Филевский автобусный парк столицы; аэродромный автобус уже отработал две недели в аэропорту Внуково. По словам представителей фирмы, аэропорт собирается приобрести 20 таких машин, причем десять из них — уже в нынешнем году. Интересно, как они покажут себя в эксплуатации?

 
33 Автобусы на Мотор-шоу.
24 Автобусы на Мотор-шоу.
ЛиАЗ-6213 — низкопольный и сочлененный
34 Автобусы на Мотор-шоу.
Еще два новых ЛиАЗа — 15-метровый и междугородный. Пневмоподвеска правой машины явно «травит»…

Новые Русские автобусы.

«Сегодня премьера — завтра маршрут!» — под таким лозунгом объединение Русские автобусы (ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ) демонстрировало целую шеренгу новинок.

Например, здесь была показана первая в стране низкопольная «гармошка», ЛиАЗ-6213 с двигателем Caterpillar (Euro 3).

В том, что ЛиАЗ сможет строить такие автобусы, сомнений нет. Вопрос в другом: готовы ли города закупать, а автопарки — обслуживать такие дорогие и высокотехнологичные машины?

Пока неясна и судьба перспективных ПАЗов-3203/3204. От знакомого примитивного «пазика» здесь, похоже, не осталось ровным счетом ничего! Кузов новых машин — несущий, тормоза — дисковые, стекла вклеены. Двигатель — либо древний бензиновый (впрочем, он может работать и на газе), либо дизель Cummins. А фары (ни за что не догадаетесь!) — от вазовской «десятки».

Кроме того, на стенде стоял удлиненный автобус из Ликино — трехосный, 15-метровый (правда, конструкторы почему-то не стали делать его низкопольным). Рядом — междугородный ГолАЗ-ЛиАЗ-5256.23 производства Голицынского завода. У обоих — обновленный дизайн (новые стеклопластиковые «маски», мерседесовские блок-фары), а у голицынской модели, вдобавок — вклеенные стеклопакеты и двери, открывающиеся, «как у Икаруса».

Вот только на маршрут выставочным машинам явно рановато. У одной боковина борта пошла «волной», а другая после первой же ночевки на стенде накренилась на бок: из пневмобаллонов вышел воздух…

 
32 Автобусы на Мотор-шоу.
У перспективных «пазиков» — несущий кузов и… фары от вазовской «десятки»
25 Автобусы на Мотор-шоу.
Удлиненный ПАЗ Аврора: сделано в Кургане

Аврора из Кургана.

Автобус Курганского завода стоял отдельно от экспозиции холдинга Русские автобусы — в другом конце выставки.

Случайность? Может быть. Но, с одной стороны, и само объединение не очень-то жалует курганский завод (на прошлых выставках КАвЗов вообще не было), с другой — многие заводчане тоскуют о былой независимости. «Стоим по стойке смирно, делаем то, что Москва прикажет…» — вздыхают они.

На этот раз «Москва приказала» удлинить на метр с небольшим павловскую Аврору: КАвЗ уже выпускает обычные междугородные автобусы ПАЗ Аврора (за полгода сделано 48 экземпляров), а теперь, возможно, будет выпускать и удлиненные, 35-местные.

Впрочем, на КАвЗе зреет и собственный проект: речь идет о небольшом автобусе на шасси нового развозного КамАЗа. Задумка, конечно, интересная, но… Что скажет по этому поводу столичное руководство?

 
31 Автобусы на Мотор-шоу.
НефАЗ с новым «выражением лица». На этом экземпляре стоит новый, газовый, двигатель

Новое лицо НефАЗов.

До сих пор автобусы НефАЗ были очень похожи на модели Минского завода. Дело в том, что в свое время нефтекамцы, недолго думая, скопировали белорусский дизайн! Правда, представители МАЗа спокойно реагировали на такое нарушение авторских прав: «На судах больше денег потеряем…»

Теперь у нефтекамских автобусов изменятся и «лицо», и «корма»: по заказу завода фирма Кора из Набережных Челнов создала оригинальные стеклопластиковые облицовки («маски»).

Кстати, новые облицовки более технологичны: к примеру, они будут приклепываться к трубам каркаса не снаружи, как раньше, а изнутри. Сначала новое «лицо» получат междугородные НефАЗы, а затем — и городские.

 
40 Автобусы на Мотор-шоу.
Опытный Волжанин на индийском шасси Tata. Нижний пояс — из стеклопластика

Новинки с берегов Волги.

По статистике АСМ-холдинга, за первое полугодие завод Волжанин построил всего 49 машин. Но скромные объемы производства не помешали предприятию выкатить на салон две новинки — «большую» и «маленькую».

«Большая» — это туристический лайнер VIP-класса на шасси Scania. В его салоне — итальянское красное дерево, раскладывающиеся кресла из белой кожи, специальный отсек для переговоров, бар… Такой роскоши — причем за $260000 — мы еще не видели! Кстати, первый экземпляр останется в самом Волгограде и будет обслуживать высокопоставленные делегации.

 
37 Автобусы на Мотор-шоу.
38 Автобусы на Мотор-шоу.
Маршрутный Херсон на базе Бычка сделан на украинском заводе Анто-Рус

На шасси ЗИЛа.

В былые времена ЗИЛ поставлял свои шасси различным «провинциальным» автобусным заводам. Такие автобусы выпускались, например, подо Львовом, в городке Стрый.

Теперь же ЗИЛ решил возобновить давнюю практику — причем опять с помощью соседей-украинцев.

Перед вами — два новых «совместных продукта»: пока еще опытный бескапотный Славутич из Борисполя (у него — несущий кузов и заднее расположение двигателя) и «маршрутка» Херсон. Кстати, Херсонский завод Анто-Рус (он был создан несколько лет назад для сборки Жигулей-«шестерок») построил уже около 50 автобусиков и предлагает их по цене 15000 евро.

Похоже, таким образом ЗИЛ старается компенсировать неуклонное падение спроса на автобусы собственного производства: за первые полгода завод выпустил лишь 27 пассажирских Бычков…36 Автобусы на Мотор-шоу.
Бориспольский Славутич на агрегатах ЗИЛ. Кузов — несущий, двигатель расположен сзади

 
28 Автобусы на Мотор-шоу.
Автобусы из Борисполя: «школьная» Газель, Эталон на шасси Tata и 9-метровая Роксолана
35 Автобусы на Мотор-шоу.
Автобусы Богдан теперь продаются под торговой маркой Isuzu. Вскоре на Украине начнется и сборка грузовичков Isuzu

Малые украинцы.

Раз уже речь зашла о небольших автобусах украинского производства, заглянем на стенды Бориспольского и Черкасского заводов: они расположились друг напротив друга.

Завод БАЗ — тот самый, что построил опытную машину на базе Бычка, — привез еще три модели: забавный школьный автобус на базе Газели, уже упомянутую машину Эталон на шасси Tata и экспериментальный низкопольный автобус Роксолана с дизелем Deutz.

Вся продукция Черкасского завода (это в основном «маршрутки» Богдан) базируется на агрегатах японских грузовичков Isuzu. Такие автобусики дороже бориспольских (причем почти в два раза: $39000 против $23000), однако престижнее — Япония, как-никак!

Кстати, вскоре украинцы начнут собирать и небольшие грузовики Isuzu. В России они пока не сертифицированы, зато десять Богданов уже бегают по Москве и области — причем три из них, с эмблемами Автолайна, ходят по маршруту «Метро Молодежная—Лесные дали». Но будет ли Автолайн закупать украинские машины — неизвестно: это лишь эксперимент.

 
23 Автобусы на Мотор-шоу.
СемАР-3282

Завтра снова в школу.

Закончим обзор автобусом СемАР из городка Семеново: еще несколько лет назад семеновские автобусы на шасси «газона» были как две капли воды похожи на аналогичные машины КАвЗ. Но теперь завод решил пойти своим путем, и новый СемАР-3282 напоминает скорее американский школьный автобус! У него — необычное «выражение лица», длинный и высокий кузов, тормоза с АБС Knorr, корейский автономный подогреватель, «мерседесовский» руль… Машина, что и говорить, простоватая, но — оригинальная. За такого «школьника» семеновцы просят совсем немного — 430 тысяч рублей.