|
Пластиковый СуперМАЗ. Как известно, до сих пор СуперМАЗами называли только дальнобойные тягачи. А теперь, похоже, этого названия вполне заслуживает самая яркая «автобусная» новинка салона — лайнер МАЗ-251. …За две недели до выставки я видел его в цеху, еще без наружных панелей. Но не представлял, насколько эффектным окажется автобус! Конечно, пока это — лишь ходовой образец, построенный наспех (машина вышла из цеха за день до открытия выставки). Да и дизайн не бесспорный: к примеру, закрытые арки задних колес явно заимствованы у модели MAN Lion's Star. Но в целом — машина поистине революционная! Во-первых, до сих пор МАЗ не выпускал «суперлайнеры» такого класса. Во-вторых, это — полностью мазовская разработка. И наконец, здесь масса прогрессивных решений. Кузов — несущий, а все его панели (да-да!) — стеклопластиковые, наклеенные на каркас. (Кстати, пластик местный, белорусский: например, боковины делали в городе Лида.) Стекла тоже вклеены: по бокам — тонированные стеклопакеты, спереди — гигантский панорамный «лобовик» из Могилева. Ведущий мост и двигатель носят марку MAN, коробка передач и рулевое управление — ZF, а вот передняя независимая подвеска — оригинальная, мазовской конструкции. Кроме того, на автобусе стоит система электронной регулировки пневмоподвески (ECAS), которая одновременно выполняет функции… переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Словом, машина очень необычная, сложная и престижная — так что «промахнуться» с ней мазовцам никак нельзя. Предполагается, что первая пробная партия лайнеров будет построена в декабре; предполагаемая цена — $180000—200000. Кстати, на Мотор-шоу минчане показали еще одну «пластиковую» машину, средний автобус МАЗ-256. Но о нем мы рассказываем отдельно: читайте в этом же выпуске отчет об испытаниях! |
|
«Низкопольники» из Львова: городской СитиЛАЗ (слева) и аэродромный SkyBus с шестью дверями |
Львовские "низкопольники". Повторим еще раз: туристический лайнер международного класса — очень сложный продукт. И, хотя Львовский автозавод уже заявил о начале серийного выпуска НеоЛАЗов на шасси Mercedes Travego, на стенде завода стоял тот же, что и год назад, самый первый экземпляр. («Не успели собрать серийную машину к выставке!») Да и информация о 60 НеоЛАЗах, якобы проданных Пермьтрансгазу, оказалась явно преувеличенной: газовики купили лишь около полутора десятков экземпляров, и их поставки задерживаются… Впрочем, на этот раз НеоЛАЗ остался в тени новейших низкопольных автобусов, городского СитиЛАЗ А-183 и аэродромного SkyBus АХ-183 (у него — шесть дверей, четыре из которых — на правом борту). Мосты — Raba, двигатель — Deutz, коробка передач — ZF либо Voith, цена — 140000 евро за СитиЛАЗ и 145000 евро за SkyBus. После выставки городская машина отправится на испытания в Филевский автобусный парк столицы; аэродромный автобус уже отработал две недели в аэропорту Внуково. По словам представителей фирмы, аэропорт собирается приобрести 20 таких машин, причем десять из них — уже в нынешнем году. Интересно, как они покажут себя в эксплуатации? |
|
ЛиАЗ-6213 — низкопольный и сочлененный Еще два новых ЛиАЗа — 15-метровый и междугородный. Пневмоподвеска правой машины явно «травит»… |
Новые Русские автобусы. «Сегодня премьера — завтра маршрут!» — под таким лозунгом объединение Русские автобусы (ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАвЗ) демонстрировало целую шеренгу новинок. Например, здесь была показана первая в стране низкопольная «гармошка», ЛиАЗ-6213 с двигателем Caterpillar (Euro 3). В том, что ЛиАЗ сможет строить такие автобусы, сомнений нет. Вопрос в другом: готовы ли города закупать, а автопарки — обслуживать такие дорогие и высокотехнологичные машины? Пока неясна и судьба перспективных ПАЗов-3203/3204. От знакомого примитивного «пазика» здесь, похоже, не осталось ровным счетом ничего! Кузов новых машин — несущий, тормоза — дисковые, стекла вклеены. Двигатель — либо древний бензиновый (впрочем, он может работать и на газе), либо дизель Cummins. А фары (ни за что не догадаетесь!) — от вазовской «десятки». Кроме того, на стенде стоял удлиненный автобус из Ликино — трехосный, 15-метровый (правда, конструкторы почему-то не стали делать его низкопольным). Рядом — междугородный ГолАЗ-ЛиАЗ-5256.23 производства Голицынского завода. У обоих — обновленный дизайн (новые стеклопластиковые «маски», мерседесовские блок-фары), а у голицынской модели, вдобавок — вклеенные стеклопакеты и двери, открывающиеся, «как у Икаруса». Вот только на маршрут выставочным машинам явно рановато. У одной боковина борта пошла «волной», а другая после первой же ночевки на стенде накренилась на бок: из пневмобаллонов вышел воздух… |
|
У перспективных «пазиков» — несущий кузов и… фары от вазовской «десятки» Удлиненный ПАЗ Аврора: сделано в Кургане |
Аврора из Кургана. Автобус Курганского завода стоял отдельно от экспозиции холдинга Русские автобусы — в другом конце выставки. Случайность? Может быть. Но, с одной стороны, и само объединение не очень-то жалует курганский завод (на прошлых выставках КАвЗов вообще не было), с другой — многие заводчане тоскуют о былой независимости. «Стоим по стойке смирно, делаем то, что Москва прикажет…» — вздыхают они. На этот раз «Москва приказала» удлинить на метр с небольшим павловскую Аврору: КАвЗ уже выпускает обычные междугородные автобусы ПАЗ Аврора (за полгода сделано 48 экземпляров), а теперь, возможно, будет выпускать и удлиненные, 35-местные. Впрочем, на КАвЗе зреет и собственный проект: речь идет о небольшом автобусе на шасси нового развозного КамАЗа. Задумка, конечно, интересная, но… Что скажет по этому поводу столичное руководство? |
|
НефАЗ с новым «выражением лица». На этом экземпляре стоит новый, газовый, двигатель |
Новое лицо НефАЗов. До сих пор автобусы НефАЗ были очень похожи на модели Минского завода. Дело в том, что в свое время нефтекамцы, недолго думая, скопировали белорусский дизайн! Правда, представители МАЗа спокойно реагировали на такое нарушение авторских прав: «На судах больше денег потеряем…» Теперь у нефтекамских автобусов изменятся и «лицо», и «корма»: по заказу завода фирма Кора из Набережных Челнов создала оригинальные стеклопластиковые облицовки («маски»). Кстати, новые облицовки более технологичны: к примеру, они будут приклепываться к трубам каркаса не снаружи, как раньше, а изнутри. Сначала новое «лицо» получат междугородные НефАЗы, а затем — и городские. |
|
Опытный Волжанин на индийском шасси Tata. Нижний пояс — из стеклопластика |
Новинки с берегов Волги. По статистике АСМ-холдинга, за первое полугодие завод Волжанин построил всего 49 машин. Но скромные объемы производства не помешали предприятию выкатить на салон две новинки — «большую» и «маленькую». «Большая» — это туристический лайнер VIP-класса на шасси Scania. В его салоне — итальянское красное дерево, раскладывающиеся кресла из белой кожи, специальный отсек для переговоров, бар… Такой роскоши — причем за $260000 — мы еще не видели! Кстати, первый экземпляр останется в самом Волгограде и будет обслуживать высокопоставленные делегации. |
|
Маршрутный Херсон на базе Бычка сделан на украинском заводе Анто-Рус |
На шасси ЗИЛа. В былые времена ЗИЛ поставлял свои шасси различным «провинциальным» автобусным заводам. Такие автобусы выпускались, например, подо Львовом, в городке Стрый. Теперь же ЗИЛ решил возобновить давнюю практику — причем опять с помощью соседей-украинцев. Перед вами — два новых «совместных продукта»: пока еще опытный бескапотный Славутич из Борисполя (у него — несущий кузов и заднее расположение двигателя) и «маршрутка» Херсон. Кстати, Херсонский завод Анто-Рус (он был создан несколько лет назад для сборки Жигулей-«шестерок») построил уже около 50 автобусиков и предлагает их по цене 15000 евро. Похоже, таким образом ЗИЛ старается компенсировать неуклонное падение спроса на автобусы собственного производства: за первые полгода завод выпустил лишь 27 пассажирских Бычков… |
|
Автобусы из Борисполя: «школьная» Газель, Эталон на шасси Tata и 9-метровая Роксолана Автобусы Богдан теперь продаются под торговой маркой Isuzu. Вскоре на Украине начнется и сборка грузовичков Isuzu |
Малые украинцы. Раз уже речь зашла о небольших автобусах украинского производства, заглянем на стенды Бориспольского и Черкасского заводов: они расположились друг напротив друга. Завод БАЗ — тот самый, что построил опытную машину на базе Бычка, — привез еще три модели: забавный школьный автобус на базе Газели, уже упомянутую машину Эталон на шасси Tata и экспериментальный низкопольный автобус Роксолана с дизелем Deutz. Вся продукция Черкасского завода (это в основном «маршрутки» Богдан) базируется на агрегатах японских грузовичков Isuzu. Такие автобусики дороже бориспольских (причем почти в два раза: $39000 против $23000), однако престижнее — Япония, как-никак! Кстати, вскоре украинцы начнут собирать и небольшие грузовики Isuzu. В России они пока не сертифицированы, зато десять Богданов уже бегают по Москве и области — причем три из них, с эмблемами Автолайна, ходят по маршруту «Метро Молодежная—Лесные дали». Но будет ли Автолайн закупать украинские машины — неизвестно: это лишь эксперимент. |
|
СемАР-3282 |
Завтра снова в школу. Закончим обзор автобусом СемАР из городка Семеново: еще несколько лет назад семеновские автобусы на шасси «газона» были как две капли воды похожи на аналогичные машины КАвЗ. Но теперь завод решил пойти своим путем, и новый СемАР-3282 напоминает скорее американский школьный автобус! У него — необычное «выражение лица», длинный и высокий кузов, тормоза с АБС Knorr, корейский автономный подогреватель, «мерседесовский» руль… Машина, что и говорить, простоватая, но — оригинальная. За такого «школьника» семеновцы просят совсем немного — 430 тысяч рублей. |