image001 Mercedes-Benz

 

 

       Mercedes-Benz - это целая эпоха в мировом автомо­билестроении, это крупнейший изго­товитель не только престижнейших легковых автомо­билей, мощных грузовиков, но и вместительных и комфортных авто­бусов. Именно с автобусов и нача­лась новая эпоха расцвета всего концерна Daimler-Benz, куда вошли все автомобиле­строительные от­деления. Отправ­ной точкой можно считать август 1994 года, когда авто­бусное отделение Mercedes-Benz предложило ком­пании Karl Kassbohrer, известной своими автобусами Setra, объеди­ниться и создать крупнейший в Европе автобус­ный концерн, за­хватив и турецкое автобусное отделе­ние Mercedes-Benz. Так в феврале 1995 года официально был одобрен трой­ственный автобус­ный союз EvoBus GmbH, а в мае 1998 года Daimler-Benz упрочил свое поло­жение, объединив­шись с американ­ской корпорацией Chrysler Corporation и создав пятый по величине трансна­циональный авто­мобильный кон­церн DaimlerChrysler. Mercedes-Benz, и без того постоян­но занимавший первое место в ми­ре по производству автобусов на всех своих предприяти­ях, сразу же пре­одолел заветную границу в 30000 автобусов в год, к которой пока не может даже при­близиться ни одна корпорация мира. К сентябрю 2000 года было продано 17900 автобусов - на 31% больше, чем год назад.

       В состав союза EvoBus, который с мая 2000 года базируется в Дортмунде, во­шли автобусостроительные предприятия Mercedes-Benz в Германии и Турции, немецкая компания Karl Kassbohrer со своими автобусами Setra и ряд кузовных фирм. Как и было оп­ределено image002 Mercedes-Benz 
первоначальным со­глашением, сплотив свои фи­нансовые и интеллектуальные ресурсы, фирмы пока продол­жат свое собственное разви­тие, для которого у каждой есть большие производствен­ные возможности. Простым доказательством этого может служить напоминание, что в течение последних 3-5 лет го­ловной немецкий автобусный завод Mercedes-Benz в Мангейме смог полностью перера­ботать всю свою программу, заменив все прежние автобу­сы, имевшие в обозначении букву "О", на новые модели с собственными именами.

       image003 Mercedes-BenzОдной из традиций Merce­des-Benz было создание все­возможных вариантов автобу­сов малой и средней вмести­мости на шасси легких фургонов. С появлением новой се­рии Sprinter эта традиция ста­ла развиваться с повышенной скоростью. На самой фирме Mercedes-Benz на шасси 313CDI и 316CDI с дизельными двигателями мощностью 129-156 л.с. выпускаются дос­таточно комфортные и быст­роходные автобусы на 9-11 пассажиров, а вариант 312D предлагается в исполнении 4x4. Для создания автобусов повышенной вместимости и комфортабельности некоторые немецкие специализиро­ванные фирмы используют шасси 412D, 413 и 416CDI мощностью 122-156 л.с. с ме­ханической 5-ступенчатой коробкой передач и колесной ба­зой 4025 мм, на которых уста­навливают специальные кузо­ва вместимостью 10-19 чело­век с одной или двумя боковы­ми распашными или складны­ми дверями шириной до 1,3 м, нормальным или пониженным расположением кузова. Такие автобусы длиной до 6,6 м и полной массой 4,6 т рассчита­ны на перевозку пассажиров на короткие дистанции, работу на маршрутах в небольших го­родах, для индивидуального туризма, доставку инвалидов и мелких грузов. image005 Mercedes-BenzВторой весь­ма популярной базой для раз­нообразных автобусов сред­ней вместимости является 152-сильное шасси Vario 815D С колесной базой 4250-4800 мм, на основе которого раз­ные фирмы создают всевоз­можные автобусы длиной до 8 м для местного сообщения вместимостью до 27 человек -от высоко комфортных туристских машин и передвижных салонов до утилитарных ком­бинированных машин. Нако­нец, легкие шасси из грузовой серии Atego 1223LJ1228L с мо­торами мощностью 230-280 л.с., с б-ступенчатой коробкой передач, пневматической под­веской, всеми дисковыми тор­мозами с АБС и колесной ба­зой 5360 мм используются для создания местных рейсовых image006 Mercedes-Benzили туристских автобусов дли­ной 10-11 м, полной массой до 12 т и вместимостью 34-40 че­ловек. На изготовлении кузо­вов для таких шасси специа­лизируются фирмы Ernst Auwarter, EA KFB Gera, Kowex, Kusters, Kutsenils. Auto Service, Denolf & Depla и другие.

       Первенец концерна EvoBus GmbH, ставший мировой пре­мьерой Франкфуртского авто­салона 2000 года, был создан тем самым простым способом, как описано выше. Автобус среднего класса Mercedes-Benz Medio для местного сооб­щения полной массой 8,2 т с 27 удобными сиденьями и об­щей вместимостью 40 человек был построен на грузовом шасси Vario с новым дизелем OM-904LA с турбонаддувом мощностью image007 Mercedes-Benz150 л.С., удовле­творяющим нормам Euro 3, с механической 6-ступенчатой коробкой передач, всеми дис­ковыми тормозами, задней пневматической подвеской и колесной базой 4250 мм, а его 7,6-метровый кузов с пано­рамными стеклами разработа­ла и построила итальянская фирма Tomassini, включенная в состав EvoBus. Кузов выпол­нен на стальном каркасе со стеклопластиковой облицов­кой и по своему "фамильному дизайну" хорошо вписывается в ряд автобусов Mercedes-Benz. В отличие от продукции мелких кузовных фирм на Medio по заказу предлагаются автоматическая коробка пере­дач Allison и тормоз-замедли­тель Telma, а внутренний по­лезный объем кузова и осна­щенность атрибутами ком­форта намного выше.

       image008 Mercedes-BenzСамым замечательным про­изведением Mercedes-Benz в области автобусов можно счи­тать компактную маневрен­ную низкорамную городскую машину Cito, которая в совре­менном городе выглядит при­шельцем из иного мира. По­строенный в 199S году авто­бус вместимостью 45-65 пас­сажиров уже выпускается в Мангейме и теперь курсирует по улицам Франкфурта-на-Майне и Брюсселя. Его глав­ная особенность таится в не­проницаемом со стороны зад­нем отсеке, из которого видны лишь ведущие колеса с одно­скатными шинами. В его верх­ней части поперечно разме­щен 4-цилиндрОвый дизель OM-904LAimage009 Mercedes-Benzмощностью 170 л.с., вращающий электрогене­ратор, который подает ток на электромотор в 85 кВт, смон­тированный вертикально на заднем неразрезном ведущем мосту, повернутом по такому случаю вверх на 90°. Вся пе­редняя пассажирская часть наглухо отделена от моторно­го отсека и лишена всех меха­нических устройств, кроме, пожалуй, органов управления, отопителя, кондиционера, при­вода дверей. Высота располо­жения пола салона над по­верхностью дороги - всего 320 мм. При этом кузов можно собирать из алюминиевых модульных блоков при помощи болтов или клея, создавая ав­тобусы длиной 8085, 8908 и 9585 мм и полной массой 11.1-12,5 т. По идее задний моторный отсек - это тоже мо­дуль, который можно снимать и заменять иным, например, с аккумуляторным приводом или силовым агрегатом, рабо­тающим на природном газе или водородном топливе.

      image010 Mercedes-BenzВыпускаемый с 1997 года 12-метровый низкорамный 100-местный городской авто­бус Citaro полной массой 18 т и высотой расположения пола над дорогой 320-340 мм при­влекает внимание не только принципиально новым для Mercedes-Benz дизайном, ог­ромными панорамными стек­лами, кондиционером в салоне или креплением сидений к бо­ковинам кузова, но и необыч­ной возможностью устанавли­вать предназначенные для не­го двигатели, как в горизон­тальном, так и в вертикальном положении. Для 2-дверного варианта Citaro U базовыми являются горизонтальные рядные б-цилиндровые дизе­ли OM-9Q6hl_A и OM-457hLA рабочим объемом 6,4 и 12,0 л с тремя и четырьмя клапана­ми на цилиндр, развивающие мощность 231-279 и 252-354 л.с. соответственно. Во вто­ром 3-дверном варианте Citaro двигатели устанавливаются вертикально (!) в специальном отсеке в левом заднем углу кузова, обеспечивая ровный горизонтальный пол по всей длине кузова. Другими осо­бенностями автобуса являют­ся механическая трансмиссия с электропневматическим вы­бором image011 Mercedes-Benzступеней EPS или авто­матическая коробка передач, пневматическая подвеска с электронным управлением, все дисковые тормоза, новый задний мост портального ти­па, электронная программиру­емая система контроля и упра­вления FPS. С 2001 года авто­бус выпускается в 3-осном 15-метровом исполнении Citaro U и в сочлененном Citaro G дли­ной 18 м. Одновременно Mercedes-Benz продолжает работу над своим универсаль­ным автобусом Intrego. рас­считанным в основном на ра­боту на пригородных и между­городных рейсах. С 2000 года предлагается его новый 3-ос-ный вариант Intrego Limage012 Mercedes-Benz длиной 15 м и вместимостью 69 пас­сажиров. В Турции выпускает­ся туристский автобус Turismo мощностью 380 л.с. - мо­дернизированный вариант се­рии 0404, а также городские автобусы 0315, 0350 и их ту­ристский вариант 0560.

       С конца 1999 года флагма­ном автобусной программы Mercedes-Benz является 12-метровый туристский Travego модульной конструкции с при­поднятым расположением са­лона на 44-55 посадочных мест, который приходит на смену известной модели 0404. В задней части машины могут быть продольно устано­влены вертикальный рядный б-цилиндровый дизельный двигатель ОМ-457LА или его горизонтальный аналог ОМ-457hl_A (11980 см!, 354-422 л.с.), а также мотор ОМ-502LA.V8 (15930 см3, 408-476 л.с.) с индивидуальным image013 Mercedes-Benzнепо­средственным впрыском топ­лива системы PLD. Впервые применено переключение пе­редач механической 6-ступен-чатой коробки при помощи рычага-джойстика, установ­ленного на панели приборов, и пневматического усилителя. Имеется вариант коробки ZF As-Tronic с автоматизирован­ным электронным управлени­ем. Все автобусы имеют габа­ритную ширину 2550 мм и два варианта высоты - 3440 и 3710 мм (при одинаковой вну­тренней высоте салона - 2100 мм), что определяет обозна­чения моделей 15RH и 15RHD. С 2000 года выпуска­ется 3-осный 57-местный ва­риант 17RHD (6x2) длиной 13.85 м с управляемой треть­ей неведущей осью и мощно­стью двигателей 422-476 л.с. К другим особенностям Travego можно отнести пнев­матическую подвеску всех ко­лес image014 Mercedes-Benz(передняя - независи­мая), 3-скоростной вентиля­тор системы охлаждения, дисковые тормоза с электроп­невматическим приводом, задний ультразвуковой датчик расстояния до препятствия, новую электронную систему FDR для контроля за действи­ями водителя и устранения допущенных им ошибок в ми­нимально короткий срок.

       Mercedes-Benz работает над созданием 58-местного городского автобуса Nebus на шасси 0405N с питанием от топливных элементов общей мощностью 250 кВт, выпуска­ет рамные автобусные шасси 01829 и 01834 с задним дви­гателем мощностью 290-340 л.с. Второй мировой премье­рой 2000 года стало рамное 2-осное 422-сильное шасси Mercedes-Benz OC500.