|        В последние 20-30 лет автобусы Neoplan наиболее удачно сочетают авангардистский дизайн с передовыми техническими инновациями, высочайшим качеством и непревзойденным комфортом. Появившиеся более 30 лет назад автобусы Neoplan открыли людям дверь 8 автобусный мир будущего, где властвуют аэродинамические формы, удивительные сочетания линий и цветов. Недаром, до сего времени автобусы Neoplan продолжают возглавлять прогресс в мировом автобусостроении, получив неофициальное название "Королей среди автобусов". Впрочем, Neoplan - это всего лишь торговая марка автобусной компании Gotllob Auwarter GmbH. Фирма начинала свою деятельность в 1935 году с постройки кузовов для грузовиков и автобусов. Переворот в ее истории наступил в 1953-м, когда она создала своей первый несущий автобусный кузов длиной 10 м, дав ему имя Neoplan. Успех его был огромным, но главная сенсация состоялась в 1966 году, когда появился 2-этажный автобус Skyliner на 135 пассажиров, поразивший мир своими формами и сделавший марку Neoplan бессмертной. За ним последовали новые и новые пассажирские машины, неизменно поражавшие специалистов и привлекавшие пассажиров, склонных к дальним путешествиям в скромной дорожной роскоши. На счету автобусов Neoplan многочисленные призы и высшие титулы на международных салонах и конкурсах.        Ни одна автобусная фирма мира, только Gottlob Auwarter GmbH из Штутгарта, способна регулярно удивлять своих покупателей, представляя все новые и новые варианты своих экстравагантных автобусов Neoplan. Свои мо дели Gottlob Auwarter изменяла почти ежегодно, как это делают с легковыми автомобилями в Америке, создавая программы автобусов всех видов и назначения. Трудные кризисные времена, жесткие условия на безопасность и экологическую чистоту, разные местные ограничения. принесли свои результаты: к концу 90-х годов программа фирмы резко сократилась до наиболее рациональных конструкций, большее количество автобусов, причем наиболее оригинальных, исчезло навсегда. Среди них "нормальные" одно- и 2-этажные машины Jetliner, Spaceliner, Transliner, дизель-электрические Metrolmer или Metroshuttle со сменными силовыми модулями. 2-этажные 4-осные одиночные великаны Megaliner и Megashuttle, а также сочлененный гигант Jumbocruiser. Современная программа довольствуется лишь их  более простыми наследниками да многочисленными унифицированными гаммами похожих друг на друга чисто функциональных средств транспорта, насыщенных электроникой, но лишенных шарма уникумов прошлого, носивших марку Neoplan.        Новые дорожные ограничения, требования безопасности, нормы на экономичность и экологичность. ограничения на маневрирование в городах и площадь для стоянки, нормирование максимального удобства и минимального комфорта в пути, наконец, изменившиеся представления о красоте автобуса, сделали современную программу автобусов Neoplan более скромной, рациональной и функциональной. С них начал слетать налет романтической красоты и очарования их удивительными формами, огромными размерами и даже монументальностью, сравнимой разве что с массивными городскими памятниками и соборами. К разочарованию любителей технических диковинок, из программы Neoplan исчезли удивительные машины со сменными силовыми установками или 2-этажные 4-осные гиганты, с непостижимой скоростью доставлявшие по 180 человек из центра города прямо к трапу отлетающего самолета.        Широкую программу Neoplan создает давно продуманная модульная система сборки целых семейств автобусов из типовых блоков, а  также широкое использование стандартных агрегатов, прежде всего мощных многоцилиндровых двигателей Mercedes-Benz или MAN заднего продольного расположения, многочисленных вариантов трансмиссий и мостов ZF или Voith. В основе всех кузовов находятся пространственное стальное основание и каркас-ферма, сваренные из стальных коробчатых профилей и покрытых антикоррозионными составами. Их обшивка выполнена из нержавеющей стали, передняя и задняя панели кузова - из стеклопластика, все стекла двухслойные с вакуумным "заполнителем" против запотевания или замораживания. Помимо обычных бамперов спереди и сзади, на уровне окон второго  этажа проходит силовой защитный пояс - своеобразный боковой бампер, защищающий пассажиров при столкновениях с высокими кузовами грузовиков и полуприцепов. На большинстве автобусов используется гидропневматическая подвеска с электронным регулированием уровня кузова, 2-или 3-контурная пневматическая тормозная система и все дисковые тормоза с АБС и ASR. электромагнитный тормоз-замедлитель Telma, гидроусилители всех управляемых колес с углом поворота до ,55°, видеокамеры заднего вида, лазерные радары и ультрафиолетовые датчики расстояния до препятствия сзади, многочисленные электронные системы контроля, безопасности и диагностики, способные в любой момент исправить ошибку водителя и остановить тяжелую машину. В стандартную комплектацию автобусов высшего класса, помимо удобных регулируемых кресел, диванов и салонов со столиками, входят миникухня  с нагревателем воды и грилем для сосисок, минибар, СВЧ-печь. кофеварка, охладитель напитков и холодильник, телевизоры, умывальник и туалет, индивидуальные освещение и обдув. Рабочее место водителя со всех сторон окружено группами приборов, датчиков и экранов, по которым он следит за работой всех систем.        Современную программу Neoplan открывает новая серия туристко-междугородных автобусов Euroliner с приподнятым размещением салона, удовлетворяющих всем требованиям стран Западной Европы и сменивших серию Transliner. Новая гамма появилась в 19Э8 году и состоит из двух унифицированных групп. В первую с ровным горизонтальным полом салона, находящимся на высоте 1110-1330 мм от поверхности дороги, входят 2-осные автобусы N312K, N313K, N313SHD. М316Ки N316SHD длиной 10-12 м, полной массой 17-18 т и количеством мест для сидения 32^9. Индекс "К" указывает на "нормальную* габаритную высоту кузова - 3370 мм, индекс SHD соответствует повышенному расположению крыши и высоте автобуса 3690 мм. В эту же группу входят 3-ос-ные варианты N316/3KL  и N316/3SHDL (6x2) длиной 13,7 м, полной массой 23-25 т и вместимостью 52-57 пассажиров, оснащенные самоустанавливающейся третьей неведущей осью. Во вторую группу входят междугородные автобусы N31211, N313U, N316U, N316/3UL и N313/311 длиной 10-15 м и полной массой 17-2S т, унифицированные с первой группой, но имеющие габаритную высоту 3370 мм и расположение пола салона на уровне 860 мм над поверхностью дороги. На всех автобусах используются дизельные двигатели Mercedes-Benz мощностью от 290 до 460 л.с., удовлетворяющие нормам Euro 3, а также механические 6- и 8-ступенчатые трансмиссии, включая коробку ZF As-Tronic с автоматизированным электронным управлением. Интересно, что автобус N316/3LJL оснащен двумя телевизионными камерами для наблюдения за тем. что происходит внутри длинного салона с записью всего происходящего на пленку.        Из некогда широкой гаммы Cityliпег, так называемых высокопалубных туристских автобусов (с расположением салона на уровне второго этажа), сохранилась лишь единственная модель N116, открывающая новую генерацию этой серии, выпускавшейся с 1985 года.         Это был один из наиболее популярных автобусов Neoplan: за первые 10 лет их продали 4700 штук. Новый вариант длиной 12 м и высотой 3680 мм повторяет простой и массивный дизайн первенца, легкость которому придает богатое остекление салона. Пол салона по-прежнему расположен на расстоянии 1330 мм от дороги, а ёмкость багажного помещения составляет 10,5 м. но теперь новый вариант оборудован двигателями мощностью 408-460 л.с., полуавтоматической 10-ступенчатой коробкой передач ZF, навигационной системой и бортовым ординатором, лазерным радаром, табло на жидких кристаллах с указанием пути следования и V-образным задним окном.        Вершиной технической мысли и автобусного дизайна считается туристская серия Stadiner с высоким расположением салона, выделяющаяся сильно сдвинутой назад передней осью, нависающим над дорогой массивным передком с 8 круглыми фарами, полностью застекленными рабочим местом водителя, боковинами и частью крыши салона, уникальной Л-образной 2-этажной передней стойкой,  играющей роль дуги безопасности, и элегантными щитками в нишах задних колес. Как и в старой серии Spaceliner, водитель размещается в собственной "кабинке" на первом ярусе, а над ним располагается пассажирский салон. Первым в 1996 году появился 2-осный Starliner N516SHD длиной 12 м, шириной 2540 мм и вместимостью 40-44 пассажира, оснащенный двигателями Mercedes или МАМ мощностью 381 и 400 л.с. и 8-ступенчатой коробкой передач. Позднее наиболее тихий и экономичный вариант с уровнем комфорта, оцененным в 5 звездочек, был признан "Автобусом 1998 года". В 1999 году был построен 3-ос-ный 4-звездочный автобус N516/3SHDHL (6x2) длиной 13,7 м и высотой 3855 мм на 54 места, оборудованный мотором MAN в 460 л.с., полуавтоматической коробкой передач ZF 13-кубовым багажным отсеком. Он завоевал титул "Туристский автобус 2000 года" в классе 3-осных машин. Уровень в 4-5 звездочек обязывает, помимо стандартных средств комфорта, иметь на борту "нормальную" кухню с грилем, СВЧ-печью, нагревателем воды, установкой для разогревания сосисок, туалет, высококлассную аудиосистему и информационные экраны на жидких кристаллах, опускающиеся в  передней и задней части салона и играющие роль телевизора или информационного табло. Стоимость одного такого автобуса оценивается в 400-420 тысяч долларов США        Последним из Могикан называют выпускающийся до сих пор 3-осный 2-этажный автобус Skyliner (6x2), с предков которого как раз и начиналась бурная слава фирмы G.Auwaiter около 30 лет назад. За это время их сделали около 4000 штук. Современный Skyliner N122/3L имеет длину 13650 мм. высоту 4000 мм, весит 25,5 т и вмещает на обоих этажах 56-78 пассажиров. Вместимость его багажных отсеков составляет 11-13 м2, емкость топливных баков -580-640 л с Силовой агрегат Mercedes-Benz развивает мощность 523 л.с. и отвечает требованиям Euro 2.        В 1998 году фирма объявила о формировании новой серии низкорамных 2- и 3-осных одно - и 2-этажных городских и пригородных автобусов Сепtroliner, собранных из типовых модульных блоков и решенных в едином стиле со схожими 2- и 3-дверными кузовами подчеркнуто функциональных прямоугольных форм. Основой новой гаммы стали разношерстные городские автобусы, имевшие ранее понятные, но не слишком красивые названия Midibus, Solobus, Megalrans, Gelenkzug и Dop-peldecker. Новые автобусы с общей габаритной  шириной 2550 мм решены в единой стиле, снабжены стальными каркасными кузовами, двигателями заднего расположения мощностью от 220 до 354 л.с., автоматическими 4-или 5-ступенчатыми коробками передач, пневматической подвеской, всеми дисковыми тормозами с АБС и ASR, выдвигающимися наружу двухстворчатыми дверями, контрольно-диагностической системой NeoCan, оригинальными полукруглыми вертикальными поручнями внутри салона, приспособлениями для перевозки инвалидов в колясках. Серия 2-и 3-осных машин общей вместимостью 47-123 пассажира (мест для сидения - 17-42) состоит из четырех моделей N4407, N4411, N4416 и N4420 (6x2) длиной 8,7-14,7 м, полной массой 11,5-25.0 т, с несколькими размерами колесной базы, но единой внутренней высотой салона 2450 мм. Высотой размещения пола - 350 мм и высотой нижней ступеньки -320 мм над поверхностью дороги. Для поворота неведущей оси  3-осной машины служит гидроэлектрический привод. Сочлененный автобус N4421 длиной 18 м и массой 28 т способен перевозить 156 человек. Две 2-этажные модели N4426/3 и N4426/3L длиной 12,0 и 13,85 м и высотой 4.0 м оборудованы салонами с внутренней высотой 1800 и 1680 мм, где можно разместить 123 и 145 пассажиров соответственно.        Последним напоминанием о многочисленных опытных автобусах Neoplan, оснащавшихся оригинальными различными силовыми агрегатами, сегодня остался лишь один компактный 9-метровый дизель-электрический Midibus N6108DE на 22 пассажира, ставший продолжением опытной серии Metroshuttle. В его заднем модуле, отделенном от салона, расположены 2.5-литровый дизельный двигатель IVECO 8140, электрогенератор и аккумуляторные батареи мощностью 125 кВт. Дизель служит только для подзарядки батарей, а при движении на электроприводе максимальная скорость составляет м65 км/ч, а запас хода - 20 км.        Компания Gottlob Auwarier GmbH по-прежнему находится на вершине технического прогресса в автобусостроении. По ее лицензиям автобусы собираются в США. Польше, Китае, Мексике, Южной Африке, Иране и Гане. С 1953 года было сделано свыше 32000 автобусов. В 1999 году на заводах Goitlob Auwarier. где работало 1867 человек, собрали 1570 автобусов марки Neoplan. |